Тема выгорания – очень злободневна. Мы не просто часто слышим о ней в медиапространстве. Мы практически ежедневно встречаем людей, лично столкнувшихся с этим явлением: людей, переставших получать удовольствие от своей деятельности, «потухших», равнодушных. А иногда эти люди - мы сами. Поговорили о проблеме выгорания с практикующим психологом, преподавателем психологии управления Светланой Вячеславовной Климоновой.
Суть термина заложена в самом названии: человек «выгорел», «перегорел». Выгорание происходит, когда наша психика отдает больше, чем может восполнить, когда внешнее давление слишком велико, а эмоционально «подзарядиться» не получается. Это состояние эмоционального истощения, которое постепенно нарастает и в конечном итоге значительно ухудшает качество жизни человека.
В области психологических наук принято говорить о «синдроме выгорания». У него есть три основные составляющие:
Непроработанное выгорание может провоцировать развитие психосоматических заболеваний и серьезных расстройств функционирования нервной системы.
При эмоциональном выгорании человек теряет способность испытывать эмоции, то есть чувствовать, осознавать мотивы своих действий. В итоге возникает деперсонализация («я делаю это для ребенка», «это нужно моей маме»). Человек забывает о себе и своих потребностях. Уходит в решение чужих проблем, ныряет с головой в работу. То есть как бы замещает себя чувствами и проблемами других людей, рабочими ситуациями. Теряются ориентиры: что человек делает и для чего, что хочет он сам?
На протяжении жизни каждый человек может испытать эмоциональное выгорание. Например, достаточно часто сталкиваются с этим состоянием родители детей с особенностями развития, так как их забота о ребенке становится своего рода работой, причем очень энергозатратной. То же самое можно сказать о людях, заботящихся о тяжелобольных родственниках. У каждого из нас, в зависимости от жизненных обстоятельств, разный запас жизненных сил. Одни справляются с подобными ситуациями без особых трудностей, в то время как у других они провоцируют развитие выгорания. Важно вовремя заметить у себя или близких развитие этого синдрома и обратиться за профессиональной помощью, чтобы найти способ восполнить свой эмоциональный ресурс и дать возможность жизни заиграть яркими красками.
Еще один момент, провоцирующий выгорание – повышенная эмоциональность, тревожность, когда человек часто эмоционирует беспредметно, «накручивает» себя. И в момент, когда нет «подзарядки», наступает внутреннее опустошение: человек ничего не хочет и ничего не чувствует.
Синдрому профессионального выгорания чаще подвержены те, кто работает в группе профессий человек-человек. В особенности врачи, педагоги, работники социальных служб: все те, кто сильно эмоционально вовлечен в течение рабочего процесса. Когда человек сталкивается с профессиональным выгоранием, он перестает чувствовать и СО-чувствовать, СО-переживать. У него остаётся только сухая техническая часть работы, которая не предполагает эмпатии и душевной теплоты. А этот человеческий ресурс - неотъемлемая часть множества профессий. Часто отношение человека, подвергшегося профессиональному выгоранию, к другим людям – коллегам, клиентам, пациентам, ученикам – окрашивается в негативный оттенок. Стоит ли говорить, что все это не только влияет на состояние самого человека, но и негативно сказывается на рабочих процессах. Именно по этой причине мудрые работодатели и кадровики стараются отслеживать эмоциональное состояние своих сотрудников и помогать им предотвратить развитие выгорания. В ход идут и корпоративные психологи, и возможность взять свободный день, и совместные мероприятия. Тема борьбы с профессиональным выгоранием и способами его предотвращения очень широкая и требует отдельной статьи.
Но один из эффективных способов профилактики профессионального выгорания – это установление человеком строгих границ между личным и рабочим эмоциональными пространствами. Это не просто. Но в эмоциональной вовлеченности в работу обязательно должны быть свои пределы. Иначе человек теряет способность отключиться от рабочих переживаний и в итоге растворяется в них. Повторяйте про себя, как мантру – «жизнь больше работы». Потому что не неспособность разделить личное и рабочее – это прямой путь к профессиональному выгоранию.
Прежде всего нужно отметить: если у человека сформировался запрос на работу со специалистом, значит решение его проблемы обязательно будет найдено! Самый сложный момент – это осознать, что проблема существует, и для ее решения нужна помощи извне.
В общем-то, да, в ряде случаев это возможно. Но это далеко не самый быстрый и эффективный способ решения проблемы. Наиболее результативна комбинированная работа: самостоятельные действия человека + психологическое консультирование. К сожалению, культура психологической помощи в России развита слабо. Люди не понимают, для чего нужно обсуждать свои проблемы с посторонним. В то время как сам человек не видит периферии проблемы, не может отстраниться и охватить ее целиком, так как смотрит лишь с одной точки зрения. Задача психолога – объяснить человеку происходящее, расширить его видение проблемы, интегрировать, сделать его целостным, помочь почувствовать себя. Самостоятельно человеку бывает трудно с этим справиться.
При выборе метода помощи человеку психолог ориентируется на множество факторов, включая форму расстройства. Если это острая форма, то помимо психологической помощи возможна рекомендация применения медикаментозных методов коррекции. Но во многих случаях разностороннее обсуждение проблемы, корректировка режима труда, отдых и смена деятельности позволяют добиться хороших результатов. При легкой степени синдрома выгорания может помочь даже небольшая пауза: человеку нужно переключиться, перезарядиться, восполнить свой внутренний ресурс. Кроме того, психолог обучает человека приемам саморегуляции – управлению своим психоэмоциональным состоянием.
п\п | код | Наименование услуги | Стоимость, руб | Примечания | |
19 | К-001-1 | Консилиум лечащего врача с Научным Руководителем ИДВНЭ ДМН, профессором Мухиным К.Ю. (консультирование истории болезни) | 20000,00 | ||
20 | К-001-3 | Консультация видео-ЭЭГ мониторинга Научным Руководителем ИДВНЭ Д.М.Н., профессором Мухиным К.Ю. | 5 000,00 | Анализ исследования и заключение готовится в течение 14 рабочих дней | |
21 | К-002-1 | Первичная консультация врача невролога-эпилептолога (Зав. лабораторией) | 10000,00 | ||
22 | К-002-2 | Повторная консультация врача невролога-эпилептолога (Зав. лабораторией) | 8000,00 | ||
23 | К-003-1 | Первичная консультация врача невролога-эпилептолога (Профессор) | 10000,00 | ||
24 | К-003-2 | Повторная консультация врача невролога-эпилептолога (Профессор) | 8000,00 | ||
25 | К-003-3 | Первичная консультация врача невролога - эпилептолога | 9000,00 | ||
26 | К-003-4 | Повторная консультация врача невролога - эпилептолога | 8000,00 | ||
27 | К-006-1 | Консилиум из ведущих неврологов, эпилептологов г. Москвы прием специалистов ( 2-3 специалиста ) | 15000,00 | ||
28 | К-006-2 | Консилиум из ведущих неврологов, эпилептологов г. Москвы (анализ видео-ЭЭГ мониторинга) (2-3 специалиста) | 10000,00 | ||
29 | К-007-1 | Консультация Главного врача Института (педиатра) | 6000,00 | ||
30 | К-008-1 | Очная консультация по расшифровке МРТ, КТ. Профессор Алиханов А.А. | 10 000,00 | ||
31 | К-008-2 | Дистанционная расшифровка МРТ, КТ профессором Алихановым А.А | 5 000,00 | ||
32 | К-008-3 | Дистанционный сравнительный анализ двух исследований МРТ в динамике | 5 000,00 | ||
33 | К-008-4 | Дистанционная расшифровка двух исследований МРТ в одной заявке | 9 000,00 | ||
34 | К-008-5 | Дистанционная расшифровка двух исследований МРТ для сравнительного анализа | 13 000,00 | ||
35 | К-008-6 | Дистанционная расшифровка трех исследований МРТ в одной заявке | 12000,00 | ||
36 | К-008-7 | Дистанционная расшифровка трех исследований МРТ для сравнительного анализа | 15000,00 | ||
37 | К-009-1 | Консультация врача специалиста | 7500,00 | ||
38 | К-009-2 | Консультация врача специалиста по результатам анализов | 5000,00 | ||
39 | К-010 | Консультация аллерголога-иммунолога | 5000,00 | ||
40 | К-011 | Консультация педиатра, терапевта | 5000,00 | ||
41 | К-012-1 | Консультация психиатра | 8000,00 | ||
42 | К-012-2 | Психотерапия (1 сеанс) | 8000,00 | ||
43 | К-012-4 | Консультационный прием психолога (60 минут) | 7000,00 | ||
44 | К-012-5 | Консультационный прием психолога (90 минут) | 9000,00 | ||
45 | К-012-6 | Консультационный прием психолога (групповой) | 10000,00 | ||
46 | К-013-1 | Остеопатический массаж | 6000,00 | ||
47 | К-014-1 | Тест Векслера (полная оценка интеллектуального развития) | 10000,00 | ||
48 | К-014-2 | Тест Векслера (краткий для сравнительной динамики) | 7000,00 | Проводится пациентам, проходившим диагностику за 3/6 месяцев до исследования | |
49 | К-016 | Диспансерный прием здоровых детей | 3000,00 | ||
50 | К-017 | Консультация результатов дополнительных исследований | 3500,00 | Исследования, проведенные в течение 14 дней после осмотра | |
51 | К-018-1 | Оформление медицинской документации | 1500,00 | Позднее 1 месяца | |
52 | К-018-2 | Запрос медицинской документации | 2000,00 | Позднее 2-х месяцев |