г.Москва,
ул. Академика Анохина д.9
График работы:
пн-вс с 8:00 до 20:00
Напишите нам
Личный кабинет
Основатель Объединения Медицинских Учреждений по диагностике, лечению и реабилитации заболеваний нервной системы и эпилепсии имени Святителя Луки.
Мухин Константин Юрьевич
ДМН, профессор, детский невролог, эпилептолог
(25.05.1961-13.01.2025)
Подробнее

Сказкотерапия

Сказкотерапия для детей в Москве

Сказкотерапия применяется для коррекции состояний детей, в случаях, когда присутствуют ограничения возможностей здоровья. Чаще такая методика используется в коррекционной работе с детками дошкольного возраста. Терапевтический эффект достигается за счет работы с придуманными историями.

В Институте Детской и Взрослой Неврологии и Эпилепсии имени Святителя Луки сказкотерапия в Москве проводится в специально оборудованных помещениях. У нас созданы условия для детей и дошкольников, в штате узкопрофильные специалисты, которые регулярно повышают уровень квалификации, что позволяет им внедрять в процесс лечения и коррекции психологических проблем новые методики. Если Вы хотите получить консультацию специалиста или записаться на прием, звоните по телефону или заполните онлайн-форму на сайте.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапию впервые использовали в середине ХХ века. Основал методику М. Эриксон. На территории РФ такая методика применялась позже, только в начала 90-х годов. Первопроходцами в это области стали Д.Ю. Соколов, И.В. Вачков, К. Нартовой-Бочавер. Сейчас же список педагогов и психологов, которые работают над разработкой литературы расшился значительно. Сказки и наработки Е. Лисиной, Г. Азовцева, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой, А.И. Константиновой, М. Осориной, Е. Петровой, Т.М. Грабенко становятся основой в работе с детками разного возраста.

Сказкотерапевтический процесс – это не классическое прослушивание историй, придуманных взрослыми. Это терапия, которая позволяет малышу самостоятельно придумать сценарий. Так называемая «диагностическая сказка» позволяет психологу:

  • Выявить уже сформированные сценарии жизни.
  • Определить стратегию поведения ребенка.
  • Узнать базовый сценарий.
  • Выявить привычные способы реакции на жизненные ситуации.
  • Уточнить поведенческие стереотипы, заложенные родителями, социумом.
  • Способствует выявлению тех ситуаций и сценариев, о которых в обычной жизни малыш не может или не хочет говорить.

Получается, что придуманная история дает полную картину внутреннего мира человека, позволяет «слой за слоем» раскрывать его сущность. Функция диагностики в данном случае заключается в раскрытии сути и особенностей будущего ребенка, становится своего рода прогнозом его взрослой жизни.

Еще одной частью сказкотерапевтического процессе станет применение терапевтических сказок. Историй, которые позволят изменить состояние и поведение человека в иную сторону, от негативного к позитивному. Эта терапия отличается неоценимой коррекционной функцией. Сказочные герои и обстоятельства позволяют создать условия, при которых малыш постепенно найдет решение для проблем и трудностей, которые испытывает. Методика работы становится не только чтение, но и придумывание, разыгрывание ситуаций, продолжение тех, которые ему предоставлены не в полном объеме.

Как проходит сказкотерапия?

Занятия у нас в центре проходят персонально и группами. Терапевт, обученный работе с детками, предлагает юным пациентам:

  • Обсудить те сказки, которые ему уже известны или прослушаны только что.
  • Самостоятельно придумать и озвучить историю, написать (в случае, если ребенок уже обучен письму).
  • При помощи собственной актерской игры либо кукольного театра разыграть, инсценировать историю, возможно драматизируя ее.
  • Поработать в технике арттерапии, учитывая мотивы заданной сказки.

Важно, чтобы ребенок уже умел отличать реальность от выдуманной действительности. Именно это обуславливает возрастные ограничения. Стандартным возрастом, который позволяет проводить подобные сеансы считается 4 года. Наши эксперты предварительно проводят консультацию с родителями и детками, чтобы оценить их способность отличать реально существующую действительность от выдуманной. Все дело в том, что учет индивидуальных особенностей малыша в этом вопросе сыграет ключевую роль.

Цель методики

Наши врачи-психологи проходят специальные курсы по базовой подготовке в области сказочной терапии. Только в таком случае, они могут эффективно работать с маленькими пациентами и получать желаемые результаты от процесса. Методика такой терапии становится все более популярной не только благодаря повышенному интересу малышей и комфортной обстановке, но и способности выдуманных историй воспитывать правильные качества в юных участниках. Сказки – это проверенные годами способы воспитывать в детях нравственность, этичность, формировать поведенческие стереотипы, учитывая то, что они и станут основой грамотного взрослого общества. Мировая наука отмечает, что минимизация сказок в современной воспитательной среде становится упущением, ведь эта методика работает лучше других.

Сказка формирует личностные качества, позволяющие ребенку самостоятельно выходить из сложных ситуаций и решать проблемы, но и мягко проникает сквозь все защитные барьеры психики. Использование сказкотерапии как нельзя лучше подходит для диагностики и психокоррекции. Нельзя забывать и тот факт, что скахкотерапия в психотерапии применялась еще тысячи лет назад.

Терапию сказками применяют сразу в нескольких направлениях:

  • В воспитательных целях. Как уже говорилось ранее, передача сказок от взрослого детям позволяет сформировать в ребенке то отношение к обществу, которое принято в окружающем его социуме. Посредством истории передаются моральные правила и нормы, считается древнейшим способом передачи опыта и социализации, который выражался в притчах, преданиях, былинах, сказаниях.
  • В виде инструмента для развития индивидуума. Слушая, придумывая и обсуждая вымышленных персонажей и ситуации, которые с ними произошли, человек развивает творческие качества и фантазию, усваиваются базовые механизмы принятия и поиска решений в различных ситуациях. Тренера личностного роста используют сказочные истории в работе со взрослыми, поскольку так им удается найти наиболее действенное решение «взрослых проблем».
  • В нарративной психотерапии. Посредством сказочных историй малыши формируют свой жизненный сценарий, встраивая историю в реальность. В детском возрасте им сделать это гораздо проще, процесс выглядит ярче. Встречаются случаи, когда дети выбирают одну сказку и готовы слушать ее постоянно. Так «любимая сказка» может превратиться в помощника в построении будущего.
  • В классической психотерапии. Вымышленные истории прекрасно помогают вылечить и оказать необходимую помощь пациенту, у которого есть психологические расстройства и проблемы. Такая терапия позволяет решать трудности, искать пути выхода из сложных ситуаций, менять мышление.

Психотерапевтический эффект от сказочной терапии отличается многоуровневостью. Сначала малыш проявляет собственный архетип, демонстрирует заложенные социальные установки. Они в большинстве случае отображены ярко и главенствуют в сюжете истории. В процессе отслеживается генезис личности, ранние переживания, которые затрагивают человека. Плюс пациент наполняет историю содержанием, которое актуально сегодня. Опытный психолог увидит в содержании истории не только детали, но и то, что важно для человека, то, чем он живет сейчас, что его беспокоит. Принимать решение с какой частью истории работать будет исключительно врач, поскольку он определит максимальную пользу, учитывая индивидуальные особенности пациента.

Большее значение в терапии играют именно те истории, которые придумывает пациент. На самом деле, даже у маленьких детей навык придумывания развит сильно, и им не составляет труда придумать несложную историю. Этот навык считается естественным и присущим каждому. Сам процесс придумывания (написания) имеет мощнейший терапевтический эффект.

Для того, чтобы деткам было проще начать придумывать или записывать историю, психолог предложит замедлиться, настроиться на процесс. Часто предлагается зарисовать историю – это отличный метод для малышей, которые еще не могут полноценно писать и излагать собственные мысли на бумаге. В этот процесс можно подключать лепку – создание скульптур, возможно персонажей повествования. В некоторых случаях помогают аппликации, коллажи. Врач может предложить прослушать определенную историю, подобранную специально для него.

Сам процесс придумывания может проходить замедленно, неторопливо. Важен и процесс рассказа истории, ведь пациенты могут испытывать волнение, неуверенность в себе, в ожидании ответной реакции на собственное творчество. Однако для врача это важнейшая часть процесса, поскольку здесь он может встретиться с внутренним миром пациента, его феноменологией. Важен и последний, завершающий процесс сеанса – обсуждение истории, поскольку на этом этапе эксперт постарается понять, как сам пациент оценивает свое творчество, удовлетворен ли он результатом истории, постарается понять, что для него значит эта сказка.

Сказки, созданные пациентами, различаются в зависимости от цели психотерапии и делятся на те, что призваны откорректировать поведенческие реакции и мышление, те, которые позволяют получить обширную картинку и те, что прогнозируют будущее пациента. Если говорить о сказкотерапевтическом эффекте, то его невозможно оценить, поскольку он динамический и информативный. Нет аналогов подобной методике, притом, что результаты от работы с психологом есть уже после первого сеанса.

Нам доверяют
Все отзывы
Зоя
Хотелось бы выразить огромную благодарность Даниилу, за отзывчивость и особенный подход к самым маленьким пациентам! Нам очень повезло, провести мониторинг с таким добродушным сотрудником!
Гузель
Были на онлайн консультации у Марии Юрьевны. Все понравилось, получила ответы на все вопросы, расшифровала все наши ээг. Дала нам ценные рекомендации и хорошие назначения. Так как мы издалека, онлайн консультация очен удобна. Спасибо Марии Юрьевне, надеюсь на дальнейшее наше лечение у неё.
Валентина
Хочу выразить огромную благодарность профессору Алиханову А.А. У дочки были ежедневные приступы, в нашем городе сказали, что «причины» не видят на МРТ, пейте лекарства и надейтесь на ремиссию. По рекомендациям обратилась за расшифровкой к вам. И наконец-то, я увидела в заключении причину причину, хоть и немного пугающую. Вы — единственный, кто по снимкам поставили ФКД и опухоль (нейрохирург и эпилептолог ставили только ФКД), что после подтвердила биопсия. Я искренне вам благодарна, что в свое время ваше заключение направило нас в нужное русло. Мой ребенок 2ой год живёт без приступов. Дай бог вам здоровья!
Анна Ромашёва
Персонал очень приветливый и отзывчивый, очень приятно общаться.
Врач невролог Албагачиева Д.И. очень внимательно нас выслушала, всё доступно объяснила, я довольна работой.
(Яндекс)
Olga
Отличные доктора. Были на 2х приёмах, сделали ночное ЭЭГ. Наш прекрасный доктор Диана Исламовна быстро скорректировала лечение, которое мы год не могли нормально получить
(Яндекс)
Александра
Были на приеме у невролога Щенниковой М.Ю.
На прием пошли уже практически отчаявшись получить точный диагноз, несколько лет пытались выяснить, что не так с некоторыми моментами у ребенка. Записались на диагностику, нам посоветовали начать с невролога, и так мы попали к Марии Юрьевне. Врач исключительно компетентный.
1. Сразу расположила к себе пациента со сложностями в общении, которого до того очень непросто было разговорить. 2. Поставила предварительный диагноз, о котором мы догадывались, но нам не хотели или не умели подтвердить до того. 3. Порекомендовала конкретных сильных специалистов узкого профиля, к которым нужно обратиться для точного официального диагноза. 4. Дала адреса ресурсов для изучения и возможного получения помощи, примерные рекомендации (даже за пределами неврологии) того, что нужно предпринять для облегчения состояния. 5. Дала нам надежду, что и с нашим диагнозом на себе не надо ставить крест.
Сколько ни ходили до того к психиатрам, психологам, неврологам, психотерапевтам по ОМС и в частном порядке — давали какие-то общие советы и заключения, по сути правильные, но без ключевого фактора. Мария Юрьевна первая сказала, что есть вероятность наличия у ребенка синдрома Аспергера. Позже очень компетентный психиатр подтвердил диагноз. Стало понятно, что делать. Жаль, что ранее, до совершеннолетия, не обратились…
Спасибо.
Большое спасибо и врачу, и центру в целом!
Кристина
К доктору попали по рекомендации заведующей детской неврологией в нашем городе. Преодолев 2800км не пожалели ни на минуту.
На все вопросы я нашла ответы у доктора. Да, конечно диагноз огорчил меня, но доктор дал надежду, не поставил крест на моем ребёнке, как десяток врачей ранее. Прием начали с просмотра снимков мрт и ЭЭГ, а не заключений других докторов.что безусловно говорит об экспертности.
Анна Линник
Мария Юрьевна прекрасный доктор, профессионал высокого уровня. Она проявила глубокий профессионализм, внимательно выслушала нашу проблему, изучила результаты наших обследований, подробно объяснила план лечения. Будем наблюдаться и лечиться только у Марии Юрьевны! Очень рекомендую!
Пациент +7 916 81XXXXX
Делал УЗДГ у врача Тарасовой О. В. Врач смотрел долго, очень внимательно. После окончания обследования разъяснила особенности, ответила на вопросы. Остались положительные впечатления.
Понравилось
Профессионализм врача.
Не понравилось
Такого не было.
(с портала ПроДокторов)
Пациент +7 915 18XXXXX
Делали УЗГД сосудов шеи и сосудов у доктора Тарасовой, очень внимательная врач, ответила на все вопросы, довольно тщательно делала УЗИ​, нашла подход к ребёнку.
Понравилось
Все.
(с портала Продокторов)