Электростимуляция блуждающего нерва

Стимуляция блуждающего нерва при эпилепсии в профильной клинике

Если лечение с применением медицинских препаратов не дает результатов, хирургические методы не оправданы, для лечения эпи-синдрома прибегают к методике, получившей название стимуляция блуждающего нерва. Этот метод лечения также носит название VNS терапия. В мире такой метод нейромодуляции используют более 100 000 пациентов – взрослых и детей.

Этиология эпилепсии

Даже когда приступа у больного эпилепсией нет, он в тисках страшного недуга - в любой момент могут начаться судороги и другие тяжелые проявления с временной потерей сознания. Физиологам удалось установить, что эпилепсия обуславливается аномальными разрядами нейронов. Нейроны могут сосредоточиться в одной какой-либо точке мозга или распространиться по всему пространству обоих полушарий.

По данным медицинской статистики примерно один процент населения страдает от эпилептических припадков. Купирование таких состояний – важнейшая задача современной медицины. Медики считают, что в настоящее время при правильном лечении это заболевание преодолимо.

Оперативный способ лечения эпилепсии

Одним из способов лечения эпилепсии является удаление пораженных участков мозга. Перед оперативным вмешательством больного исследуют на МРТ - магнитно-резонансном томографе. При необходимости проводят сканирование на позитронно-эмисионном томографе (ПЭТ). Такие обследования имеют целью выявление зоны скопления аномальных нейронов, вызывающих приступы. Если очагов скопления нейронов много, операция по удалению участка мозга не может быть результативной. В этом случае применяется электростимуляция блуждающего нерва.

Такой же способ лечения используется для лечения тяжелых форм депрессии. Для усиления эффекта операции больному дополнительно приписывают препараты. Положительный эффект операции состоит в предупреждении развития припадков, они случаются реже и больной постепенно освобождается от постоянной угрозы неконтролируемого внезапного судорожного приступа.

Лечение с помощью блуждающего нерва

На основании опыта науки в области лечения эпилепсии было признано, что, стимуляция блуждающего нерва уменьшается частота и количество приступов у больного. Процедура проводится не на ГМ, а в том месте на шее, где расположен блуждающий нерв. На шее делают надрез и вводят в это место электроды. Цель манипуляции состоит в том, чтобы через него направить в мозг электрические сигналы, которые будут воздействовать на пораженные клетки мозга. Источник таких электрических сигналов – стимулятор - вшивается в предплечье.

После вживления стимулятора создается электрическая система, генерирующая сигналы. Проводится программирование устройства. Врачи в клинике программируют систему так, чтобы она создавала импульсы определенной частоты с определенным интервалом времени. Система обеспечивает возможность настроек в зависимости от состояния здоровья пациента, реакции его на воздействие получаемых импульсов.

В каких случаях показан электростимуляционный метод нейрохирургического лечения?

1. 1. Для всех форм медикаментозно резистентной эпилепсии.
  2. 2. При повторяющейся тяжелой депрессии длительностью более двух лет.
  3. 3. В случаях выраженных побочных эффектов медикаментозной терапии и безрезультатного применения хирургических методов лечения.

Метод VNS терапии используется для лечения взрослых и детей. VNS терапия не применяется для лечения наркоманов и алкоголиков, больных с низкой свертываемостью крови, хронической недостаточностью мозгового кровообращения и цереброваскулярной болезнью.

Данные о результатах лечения стимуляцией блуждающего нерва

По данным исследований, у половины больных, которым была имплантирована система VNS, частота приступов сократилась вдвое уже через 2-3 месяца, у остальных – через 8-12 месяцев. После операции проводилась корректировка параметров устройства, с помощью которой также нивелировались и побочные явления от использования стимуляции.

На практике после операции по вживлению системы по стимуляции блуждающего нерва также обычно налаживаются, регулируются параметры в соответствии с индивидуальными особенностями пациента, состоянием его здоровья. Пациента обучают тому, как он должен следить за работой устройства, в случае необходимости корректировать параметры, настройки аппарата. Как показывает практика применения аппаратов стимуляции блуждающего нерва, у всех больных не только реже случаются приступы, но снижается их продолжительность и тяжесть.

Что представляет собой аппарат – стимулятор блуждающего нерва?

Аппарат - генератор импульсов, которые посылаются в мозг, это небольшая коробочка размером с карманные часы. Электроды - проводки от него тянутся к шее к тому месту, где они вживляются в организм и практически окутывают нерв. Аппараты представлены в свободной продаже.

Лечение методом VNS терапии в нашей клинике

Во многих странах мира применяется рассматриваемый способ лечения эпилепсии. В Москве в ряде медицинских учреждений, в числе которых наша клиника, также выполняются операции для создания систем стимуляции блуждающего нерва. Стоимость аппаратов и всего комплекса создания нейромоделирующей системы различна в разных клиниках. Пациенты, которым показан такой метод, рекомендуем обратиться к нам по телефону +7 (495)437-12-03, чтобы записаться на консультацию и узнать стоимость лечения.

СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ДАННОЙ УСЛУГЕ

Чадаев Виктор Алексеевич

К.М.Н.,
Доцент,
невролог, эпилептолог; ведущий специалист по хирургическому лечению эпилепсии у детей и взрослых.

• Заведующий лабораторией прехиругической диагностики эпилепсии ИДВНЭ им. Свт.Луки