Существует много способов и техник для работы с детьми. Один из них – когнитивно-поведенческая терапия.
Этот метод используется для снижения негативных переживаний ребенка и изменения его поведения с помощью анализа чувств и перестройки мыслей. Метод активно используется для помощи детям в трудных ситуациях в семье и школе, при наличии актуальных вопросов ребенка о его взаимоотношениях, тревогах, конфликтах и трудностях.
В основе данного метода работы заложен принцип, в соответствии с которым ни одна эмоция или акт поведения не возникает на пустом месте. Все они являются лишь прямым следствием ситуаций, с которыми юный человек сталкивается в своей жизни. Проходя через эти ситуации, ребенок делает выводы, определенным образом интерпретирует свой опыт, вырабатывает свои собственные оценки и убеждения. Задачей специалиста по КБТ становится выявить эти сформированные убеждения и оценки и провести над ними работу, научить ребенка распознавать деструктивные мысли, не поддаваться им и создавать альтернативные убеждения.
Несмотря на то, что методы когнитивно-поведенческой терапии разработаны изначально для работы с психической патологией, однако чаще всего они применяются у здоровых детей и подростков, которые ищут ответы на жизненные вопросы, попали в трудную ситуацию или им необходим совет психолога.
Применение КБТ подразумевает способность анализировать определенные случаи и фиксировать собственные мысли и действия относительно ситуации. Поэтому наибольшую эффективность этот метод демонстрирует у детей старше семи-восьми лет. Однако, опытный специалист сможет работать по этой методике и с детьми более младшего возраста, через образы, игры и игрушки, и другие приемы. В зависимости от возраста ребенка, терапевт выберет наиболее доступный способ донесения информации и эффективного взаимодействия.
Немаловажно участие родителей в сеансах КБТ. В процессе занятий взрослые понимают методику работы, и в дальнейшем могут экстраполировать полученные знания и навыки и внедрить их в повседневную жизнь ребенка.